ДЕКОРИРОВАНИЕ БУМАГИ в ПЕРЕПЛЁТЕ
Клейстерная
декоративная бумага
Кроме марморирования, есть еще несколько способов декорирования бумаги для форзацев, крышек, футляров и папок: клейстерная роспись, тиснение под парчу, печать гравюрных и литографских орнаментов. Здесь расскажем про клейстерную бумагу, она же Paste Paper на английском и Kleisterpapier на немецком.

В Музее книги РГБ в Москве до 30 сентября 2023 идет мини-выставка «Удобнейшее средство пестрения бумаги», посвященная клейстерной бумаге в переплете XVIII-XX веков. На выставке представлены книги с обложками и форзацами из клейстерной бумаги: русские и европейские издания XVIII века и современные образцы.
Фото: Дана Макаридина, сентябрь 2023
Преимущество клейстерной (клеевой, пастовой) бумаги в том, что по сравнению с мраморной изготовить ее проще. Технология такова: на поверхность окрашиваемого листа наносится масса из мучного клейстера, смешанного с краской, и пока она остается влажной, с ней можно работать разными способами – создавая орнаменты путем продавливания и перемещения по листу. Для этого используются щетки, кисти, губки, шпатели, гребни, деревянные штампы с готовыми орнаментальными узорами и любые другие подходящие подручные средства. При штамповке получается негативный узор – светлый на темном фоне.
Здесь можно найти инструкцию на русском языке, как самостоятельно сделать клейстерную бумагу.
Особенно популярна такая бумага была в Германии, откуда она, скорее всего, и пришла в Россию. Среди прочих ее видов выделяется «гернгутская» бумага (Herrnhuter Kleisterpapier), создававшаяся в мастерской религиозной общины в Гернгуте в Саксонии со второй половины XVIII века. Распознать ее можно по насыщенным тонам клейстерной массы – синему, красно-розовому, изумрудно-зеленому – и по сочетанию печати деревянных штампов и ручной дорисовки. Технология была позаимствована из текстильного производства, где используется набойка. Изготовлением клейстерной бумаги в Гернгуте занимаются до сих пор – правда, сегодня она применяется не столько в книге, сколько в рождественских украшениях, гернгутских звездах.
В Германии клейстерную бумагу исторически также называли Kleistermarmor – клейстерный мрамор, Wolkenkleister – облачный клейстер, Wolkenmarmor – облачный мрамор. Классификация различных видов клейстерной – и не только – декоративной бумаги представлена на сайте Buntpapier.org.

Современная немецкая мастерица по бумаге такого типа – Сюзанне Краузе, Гамбург. Еще одна – Таня М. Карипидис, Бад Вильдунген.
Ниже представлены их работы.

Интервью с Сюзанной Краузе можно почитать на сайте «Про переплет».

Также клейстерная бумага используется в обложке одной из книг серии Insel-Bücherei знаменитого берлинского издательства Insel Verlag, существующего с 1912 года: № 217, новелла Конрада Фердинанда Мейера "Амулет". Издания Insel неизменно выделяются изящным лаконичным дизайном.
Лайфхаки
Клейстерную бумагу можно изготавливать также с помощью современного нововведения – многоразовой желатиновой пластины gelli plate.
Клейстерным методом можно украшать и книжные обрезы:
Made on
Tilda