PAPER & CONTEMPORARY ART
Бумага в современном искусстве
Несколько актуальных художников из разных стран,
которые задействуют бумагу как медиум.
Гюнтер Юккер (Günther Uecker)

Гюнтер Юккер (р. 1930) - один из самых значительных художников ХХ века. Начиная с 1950-х он стал использовать в своих работах гвозди как основной медиум. В частности, он делает блинтовое и конгревное тиснение гвоздями по плотной веленевой бумаге (wove paper) и бумаге верже (laid paper).

Бумажные работы Юкера были предтавлены на выставке "Котёл алхимика: Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть I" в ГМИИ им. Пушкина 2022. Также недавно в своём телеграм-канале о нём вспоминал фонд Е.К.Артбюро, где в 2002 году проходила его выставка.
Нисимура Ёхэй (西村陽平)

Нисимура делает тактильные объекты из старых книг, списанных из государственных библиотек Японии. Он покрывает их керамическим составом и подвергает обжигу в печи. Результат этого «алхимического» процесса совершенно непредсказуем, так что каждая скульптура уникальна.

Работы Нисимуры были представлены на выставке "Котёл алхимика: Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть I" в ГМИИ им. Пушкина 2022.
Кван Йонг Чан (Kwang Young Chun)

Этот южнокорейский художник, изучив

американский модернизм во время учёбы в Филадельфии, вернулся в Южную Корею и стал создавать панно из ханчжи — традиционной корейской бумаги, изготовленной вручную из коры шелковичного дерева. Так старые листы ханчжи, списанные или выброшенные, получали вторую жизнь. Каждую деталь композиции из бумажных документов автор называет«минимальной единицей информации».

Проект Кван Йонг Чана представлен сейчас на Венецианской биеннале до 27 ноября 2022 года на выставке Times Reimagined в палаццо Контарини Полиньяк, специально к которой итальянский архитектор Стефано Боэри возвёл "бумажный" павильон. С января по апрель 2022 Чан был представлен в ММОМА в Москве на персональной выставке.
Мэтью Брандт (Matthew Brandt)

Для проекта «Деревья» (2012) американский художник Мэтью Брандт фотографировал и собирал ветки деревьев, из коры которых он затем делал бумагу. Сами ветви он сжигал и из золы делал краску, которой затем печатал фото этих деревьев методом шелкографии. Материал был собран в парке Джорджа Буша в Хьюстоне, штат Техас, где в 2011 году во время засухи в 2010–2013 годах на юге США и в Мексике вспыхнул сильный лесной пожар.

В другом своём проектe, Woodblocks (2014), он тоже комплексно подошёл к материалу: на досках из калифорнийской сосны, кедра, красного дерева и ели он вырезал гравюры с крупноформатными отпечатками пальцев художников, повлиявших на него, и печатал их на бумаге, которую сделал из волокон этих же деревьев, краской, сделанной на основе пигментов из растений, насекомых и минералов. После печати художник делал из печатной форму раму для каждого оттиска.

Катажина Коженецкая (Katarzyna Korzeniecka)

Польская художница Катаржина Коженецкая работает в технике авторского марморирования эбру и маркетри – деревянной мозаике. Художница создаёт многослойные изображения, высушивая лист с первым слоем марморирования, и затем заново отпечатывает с воды следующий. Так получаются космические медитативные фактуры на хлопковой бумаге.

Работы Катаржины были только что представлены на персональной выставке "Тейя"
в галерее Гуни Новик в Варшаве (29 сентября - 19 ноября 2022).
Куратор выставки "Тейя" (2022) Агнешка Тарасюк:
«Те же физические явления, которые поддерживают движение гранитных массивов суши по базальтовой коре, позволяют возникать орнаментальным изображениям. Зародившаяся в Китае техника переноса рисунков, созданных на поверхности воды, на бумагу использует разницу в плотности, поверхностном натяжении и гравитации. Цветные поля кружатся и циркулируют по поверхности воды, сталкиваются друг с другом и расходятся, как континенты на земном шаре. Всё, что нужно сделать, это снять их с поверхности воды, приложив к ней лист бумаги.

Самые старые мраморные бумаги относятся к династии Тан (618–907). Из Китая традиция перекочевала в Японию и по Шелковому пути в Средиземноморье. Для создания японских суминагаши нужны только бумага, вода и чернила. Для ближневосточного эбру требуется больше ингредиентов…

Эбру процветало в Османской империи как метод создания медитативных образов. В суфийских сектах создание абстрактных моделей практиковалось как путь саморазвития. В XVII веке техника бумажного мраморирования достигла Италии и стала частью ближневосточного наследия в Западной Европе, но орнаменты, лишённые духовной символики ислама, рассматривались как чисто декоративный элемент. Таким образом, они прятались на обложках книг и предметах, имитирующих мрамор. Абстракции пришлось ждать до ХХ века, чтобы быть наконец признанной западным искусством».

Цитата: Arterritory
Afterlife

Малотиражное издание, которое Катаржина Коженецкая сделала совместно с фотографом Шимоном Рогинским. Фотографии фасадов ритуальных агентств соседствуют с листами бумаги эбру. Мрамор - традиционный материал для надгробных памятников, и марморированная бумага служит здесь и отсылкой к этому, и самостоятельным высказыванием о случайности, хрупкости и эфемерности жизни.

Тираж 10 экземпляров, 120 страниц. Каждый экземпляр уникален, поскольку листы эбру выполнены художницей вручную -

это не цифровая печать.

Made on
Tilda